Советы психолога

Причины возникновения состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности:
  1. Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка. 
  2. Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемыми результатами, несоответствие результатов затраченным силам. 
  3. Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей. 
  4. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния. 
  5. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование. 
  6. Ответственность перед администрацией, родителями за результат своего труда. 
  7. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями и администрацией. 
Для профилактики такого состояния попробуйте переосмыслить свою работу по данным направлениям, наметить пути коррекции собственной деятельности.
Упражнения по снятию напряжения и эмоциональной разрядки вы можете взять у педагога-психолога школы.

Рецепт приготовления хорошего урока
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:
  • мудрости; 
  • терпения; 
  • храбрости; 
  • работоспособности; 
  • оптимизма; 
  • преданности своему делу; 
  • вольнодумия и свободомыслия; 
  • доброты; 
  • отдыха и заботы о здоровье; 
  • доброго юмора; 
  • такта; 
  • веры в каждого ученика. 
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Как сформировать желание учиться?
Необходимо опираться на Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

КИТ 3
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

И здесь необходимо учитывать следующие правила (позитивной обратной связи = ПОС). 
  • ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.) 
  • ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала. 
  • ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) мотиватор. 
  • Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны. 
  • Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует. Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.
ĉ
Администрация МАОУ СОШ No 33,
6 февр. 2015 г., 04:47